Alt text to go here
Alt text to go here
Alt text to go here
Alt text to go here
Alt text to go here
Alt text to go here
Alt text to go here
Alt text to go here

Людмила ФРОЛКОВА: «Встреча разных поколений арфистов — это очень важно»

Заслуженная артистка России, киевлянка и одновременно москвичка, Людмила Владимировна Фролкова уже 15 лет работает в Московском государственном академическом симфоническом оркестре под управлением Павла Когана. Ещё в детстве она начинала учиться у Галины Дмитриевны Верейкиной в киевской музыкальной школе №5. Потом уехала в Москву, поступив в гнесинское училище к Эмилии Андреевне Москвитиной, вслед за которой окончила московскую консерваторию у Веры Георгиевны Дуловой…


— Успехи в моей музыкальной карьере, в первую очередь, связаны со школой, которую заложила Галина Дмитриевна. Это, кстати, школа Дуловой. Потому что Галина Дмитриевна Верейкина окончила московскую консерваторию именно у Дуловой, была в её первом выпуске. Так вот, эта школа, которая была заложена в детстве, потом везде вспоминалась и давала свои плоды. Например, после музыкальной школы я поступила в гнесинское училище сразу на второй курс.

— Обратил внимание, что все участники конференции — женщины. Арфа — сугубо женский инструмент?

— На сегодняшний момент — да. Везде женщины вытесняют мужчин. За рулём, например, ещё 10—15 лет назад это было редкостью, а сейчас уже привычно. Так и здесь. А вообще, мужчины арфисты были и есть.

— Арфа — дорогой инструмент?

— Да, весьма, можно сказать, инструмент для богатых. На конференции обсуждались маленькие арфы, они, видимо дешевле. А из тех, что я знаю, самая доступная арфа стоит десять тысяч долларов. Это самая простая, которая подходит для занятий.

— Если можно так выразиться, «рояльный» порядок цен?

— Пожалуй, хотя я не уверена в расценках на рояли…

— «Продай квартиру — купи рояль!»

— Да, арфа в смысле цены близка к этому высказыванию.

— Выходит, ученики вынуждены заниматься в классах, но не дома?

— Вы знаете, сейчас много состоятельных людей, которые имеют возможность купить инструмент или взять его напрокат. А если ребёнок талантливый и серьёзно занимается, родители даже из небогатых семей стараются напрокат взять инструмент, что является компромиссным вариантом. Но в основном ученики приходят заниматься в школу. И это не так плохо, потому что такой режим организовывает детей. Имея инструмент дома, сядешь ты за него или будешь играть в компьютер — тот ещё вопрос! А если ты идёшь целенаправленно в школу, то ты сядешь и позанимаешься.

— Представим, ребёнок поступает в музыкальную школу. Какой фактор является ключевым, влияющим на выбор инструмента: все ждут, куда комиссия направит, или родители принимают решение, или же дети хотят попасть именно на арфу?

— Полагаю, что выбор за детьми. Я тоже преподаю в школе в Москве, в детской школе искусств имени Мамонтовой. Я считаюсь молодым педагогом, так как лишь девятый год там преподаю, то есть опыт у меня ещё небольшой, но в основном картина следующая: когда набирается класс, то детям и родителям показывают инструмент и спрашивают: «Не хотите ли на арфу?» Как правило, все хотят, поскольку инструмент очень известный и красивый, впечатляющий. Они восхищаются: «Ух ты, конечно, хотим на арфу!» А бывает, что дети уже поступают в школу с желанием играть именно на арфе, если видели этот инструмент где-то на концерте. Я сейчас сокращаю свой класс, но в этом году пришла девочка. И скрипку ей предлагали, и другие инструменты, но она сказала: «Нет, я очень хочу на арфу».

— Интересен взгляд из Москвы, можно ли говорить о сходстве арфы и нашего национального инструмента — бандуры?

— Это совершенно разные два инструмента. Один академический, а другой — народный. Как минимум, это разные оркестры. Я понимаю, что бандуре интересен репертуар арфы, и таким образом бандура расширяет свои инструментальные возможности, возможно, путём подсматривания, перенимания каких-то элементов арфового исполнительства. То есть это разные инструменты, находящиеся на разных полюсах.

— Насколько самостоятельным, сольным инструментом является арфа?

— Применение арфы, в первую очередь, в симфонических оркестрах. Но тут многое зависит от масштаба личности, от его желания, возможностей, способностей. Сольное музицирование — это совершенно другой уровень. Существует достаточно большой сольный репертуар для арфы, ведь дети, когда учатся, осваивают инструмент сольно, а потом они, кстати говоря, заново учатся в оркестре, где требуется совершенно другое, отличное от сольной игры. И всё же, есть арфисты, которые продолжают играть сольные программы, работая в оркестре.

— Бывает ли эстрадная арфа?

— Бывает и эстрадная, и народная, и академическая. Есть английский арфист Эндрю Лоуренс-Кинг, он играет на самых разных разновидностях арфы. Помню, он даже гастролировал в России не так давно.

— Что вы можете сказать об арфовой конференции?

— Я очень благодарна устроителям, лично Гумен Александре Игоревне, она большое дело делает. Арфа, как и любой другой инструмент, требует ежедневных самостоятельных занятий. То есть, помимо занятости на работе, мы ещё должны сами постоянно заниматься. И поэтому мы как-то разобщены, мало видимся, мало встречаемся и плохо друг о друге знаем. То, что происходит на конференции: встреча разных поколений арфистов, обмен мнениями — это очень важно.

— Вы преподаёте в школе и играете в оркестре, то есть вы играющий педагог?

— Не совсем так…

— Преподающий исполнитель?

— Вот это верно. Потому что у меня появилась потребность поделиться своими знаниями, опытом, умениями с кем-то, передать кому-нибудь то накопленное, что у меня есть.

— Случаются ли взрослые ученики-любители по арфе?

— Не знаю, мне не попадались, но я не вижу преград. Даже если человек уже взрослый, то можно поучиться в своё удовольствие: почему бы нет? Другое дело, что стать профессиональным музыкантом вряд ли получится. Мы ведь готовим музыкантов с самого детства. Если даже танцам учатся в 35 лет, то на арфе тоже можно. Сейчас в мире много всего, нужно просто поискать в интернете.

Офіційний сайт Солом'янської районної в місті Києві адміністрації

До уваги учасників Х Всеукраїнського конкурсу юних піаністів ім. В. В. Пухальського!

6 грудня 2017р. (середа) о 12-15 всі учасники запрошуються до Великої зали консерваторії для репетиції урочистої церемонії вручення нагород.

Прохання не запізнюватися.

---

Київський міський методичний центр

закладів культури та навчальних закладів

Другий тур Десятого Всеукраїнського конкурсу юних піаністів ім. В.В.Пухальського розпочався 04.12.2017рр.

Х Всеукраїнський конкурс юних піаністів ім. В. В. Пухальського триває. Сьогодні, 4 грудня розпочався ІІ тур цього авторитетного виконавського змагання. Призові місця виборюватимуть  учасники молодшої та середньої вікових категорій. Завтра гратиме старша група.

Побажаємо усім конкурсантам наснаги, сили волі і перемоги!

Репетиції ІІ туру (старша група)

II тур (Старша група)

Детальніше...

Репетиції ІІ туру (середня група)

ІІ тур (Середня група)

Детальніше...

Другий день конкурсних змагань Десятого Всеукраїнського конкурсу юних піаністів ім. В.В.Пухальського

Продовженням прослуховування учасників середньої групи розпочався другий день Десятого Всеукраїнського конкурсу юних піаністів ім. В.В. Пухальського. Бажаємо усім наснаги!

Детальніше...
Архів новин
Авторські права © 2018 Музична школа №33. Усі права захищені.